Предрейсовый технический осмотр транспортных средств должен проводиться в те дни, когда коммерческий транспорт используется для перевозки грузов или пассажиров. В статье рассмотрены вопросы о том, как и кем технический осмотр должен проводиться, и какая ответственность предусмотрена за его непроведение.
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:
Предрейсовый технический осмотр: законодательное регулирование и порядок проведения
Предрейсовый техосмотр обязателен для проведения в организациях, которые занимаются автомобильными перевозками (автобусы, такси, грузоперевозки). Целью проведения осмотра является обеспечение безопасности дорожного движения и надлежащего технического состояние транспорта. Если ТС не прошло осмотр, либо осмотр показал, что оно неисправно, то его допуск на линию не возможен, а нарушителю грозит ответственность, о которой будет рассказано ниже.
Список неисправностей, которые надлежит проверить при осмотре, содержится в Приложении № 3 к Постановлению Правительства РФ «О правилах дорожного движения» от 23.10.1993 № 1090.
К ним относятся неполадки:
- тормозной системы;
- рулевого управления;
- световых приборов (фары, поворотники, и т.д.)
- стеклоочистительных приборов;
- колес или шин;
- двигателя;
- иных элементов (например, сигнала).
Более конкретные сведения о том, какие неисправности надлежит выявлять, содержатся п. 6.1-6.5 Межотраслевых правил, утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 12.05.2003 № 28. Например, в силу п. 6.1.11 Правил, АТС с поднимающимися кабинами должны иметь исправные защелки на упорах кабин.
В силу п. 2.5 Правил, утвержденных Приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7 обязательно проведение осмотра как перед выездом транспорта со стоянки, так и после его возвращения обратно.
Важно! Если в организации нет обученного человека, который может проводить осмотры, можно заключить договор со сторонней организацией.
Кто имеет право проводить ежедневный осмотр ТС
Требования к лицам, которые проводят осмотр закреплены в Приказе Минтранса России «Об утверждении… от 28.09.2015 № 287. Требования касаются как знаний и умений, так и образования, стажа.
Проверку проводит специально обученный контролер технического состояния автотранспортных средств. Согласно п. 14 Приказа № 287 он должен знать:
- Нормативные акты по обслуживанию транспорта.
- Технические сведения о ТС.
- Особенности устройства конкретного транспорта.
- Правила эксплуатации проверяемого транспорта.
- Основы законодательства о транспорте и о труде.
- Инструкции по охране труда, противопожарные правила.
Контролер должен также уметь осуществлять контроль за состоянием ТС. (п. 14.2 Приказа № 287).
Кроме того, к контролеру предъявляются требования о наличии образования (среднего). При этом, диплом должен быть выдан по специальностям, входящим в группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта» (кроме специальности 23.02.03). Необходим и стаж работы – 1 год или более.
Если же служащему присвоена квалификация контролера в связи с прохождением им соответствующей переподготовки, то требований к стажу не предъявляется.
Штамп (отметка в журнале и путевом листе) о прохождении осмотра
Отметка о прохождении осмотра (штамп) проставляется в путевом листе. При этом, обязательно проставление отметки как при выходе на линию, так и по возвращению в депо (п. 2.5 Приказа № 7).
Важно! Если в течение рабочего дня водители одного ТС меняются, то необходимо оформление двух путевых листов. В этом случае отметка о прохождении осмотра должна стоять на каждом из них.
Отметка проставляется ежедневно. Можно организовать проставление отметки с использованием штампа, главное, чтобы были отражены ее обязательные реквизиты.
После проверки технического состояния контролер обязательно должен проставить в путевом листе:
- дату и время проведения осмотра;
- свою фамилию и инициалы;
- подпись.
Непроведение предрейсового и послерейсового осмотров – ответственность по ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ
Административная ответственность за нарушение требований о проведении предрейсовых осмотров установлена ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ. Важно отметить, что речь идет о нарушении любых требований, относящихся к проведению предрейсового осмотра. В частности, не проставление штампа в путевом листе повлечет ответственность.
В качестве меры ответственности закреплены штрафы:
- Для граждан – 3 000 рублей;
- Для должностных лиц – 5 000 рублей;
- Для юридических лиц – 30 000 рублей.
Важно! Необходимо внимательно следить, чтобы каждый путевой лист содержал обязательные сведения о прохождении предрейсовых и послерейсовых осмотров – дату проведения, подпись и инициалы контролера. Кроме того, контролер должен соответствовать упомянутым выше требованиям об образовании, стаже, квалификации.
***
Таким образом, важно соблюдать требования нормативных актов о необходимости проведения предрейсовых технических осмотров транспортных средств, чтобы избежать возможного привлечения к административной ответственности, обеспечить безопасность участников движения.
Читайте еще больше полезной информации в рубрике: «Правонарушения«.