Какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ – важнейший вопрос, ответ на который следует знать всем руководителям организаций. Рассмотрим, какие виды налоговых проверок могут проводиться сотрудниками ФНС, и разберем их отличия друг от друга.
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:
- 1 Виды налоговых проверок по НК РФ (камеральные и выездные налоговые проверки)
- 2 Какие налоговые проверки бывают в организациях, но прямо не предусмотрены НК РФ?
- 3 Камеральная проверка организации
- 4 Выездная налоговая проверка, как вид налоговой проверки по НК РФ
- 5 Отличия камеральной и выездной налоговой проверки
Виды налоговых проверок по НК РФ (камеральные и выездные налоговые проверки)
Перечень видов налоговых проверок предусмотрен ст. 87 НК РФ. Согласно данной норме, проверки осуществляются в двух формах:
- камеральной;
- выездной.
Во всех случаях проверочные мероприятия проводятся с целью обеспечения соблюдения правильности расчета и уплаты налогов. Между тем, они отличаются друг от друга порядком их осуществления.
Первый вид проверок (камеральные) проводится на территории налогового органа, без выезда к налогоплательщику. Проверяются исключительно сведения, которые отражаются в декларациях. О проведении проверки проверяемое юридическое лицо не извещается.
Второй вид проверок (выездные) проводится на территории налогоплательщика, с выездом должностных лиц налогового органа.
Какие налоговые проверки бывают в организациях, но прямо не предусмотрены НК РФ?
В теории права можно найти различные подходы к определению видов налоговых проверок. Существуют различные классификации, в зависимости от оснований для их проведения и действий, которые производят проверяющие.
В зависимости от предмета проверки, выездные проверочные мероприятия можно разделить на:
- комплексные;
- выборочные.
В первом случае предметом проверки является установление нарушений при уплате всех налогов и сборов, предусмотренных законодательством. Выборочная проверка предполагает установление соблюдения законности при уплате организацией лишь одного налога, например, налога на имущество.
Разделяют также:
- плановые;
- внеплановые проверки.
В первом случае проверка производится по заранее разработанному и утвержденному плану. Во втором случае проверка осуществляется вне графика.
Выделяют также тематические проверки, при проведении которых налоговый орган изучает сделки проверяемого с контрагентами и соблюдение обязанности по уплате налогов по результатам их заключения.
Может проводиться и контрольная проверка, которую также можно иначе именовать повторной. Например, такой вид проверочных мероприятий может проводиться при предоставлении налогоплательщиком уточненной декларации. Еще один пример – повторная проверка вышестоящей ФНС.
Возможно также проведение встречной проверки, которая предполагает запрос у контрагентов организации документов в порядке ст. 93.1 НК РФ.
Камеральная проверка организации
В силу п. 1, 2 ст. 88 НК РФ при подаче налоговой декларации производится камеральная проверка. Ее также называют документарной, поскольку ФНС проверяются исключительно отчетные документы, представляемые проверяемой организацией.
Первый шаг – автоматизированная проверка в программе АИС Налог. В данном программном комплексе производится проверка соблюдения сроков подачи декларации, сверка данных с ранее поданными отчетами. Если ошибок не обнаружено, на этом проверочные мероприятия завершаются, без вынесения какого-либо акта. Если ошибки выявлены, у налогоплательщика запрашиваются объяснения (п. 3 ст. 88 НК РФ).
Возможно представить уточненную декларацию за проверяемый период. Данный документ станет предметом новой проверки. Если будут выявлены нарушения будет составлен итоговый акт, и в дальнейшем, организация может быть привлечена к налоговой ответственности.
Выездная налоговая проверка, как вид налоговой проверки по НК РФ
Выездные проверочные мероприятия производятся по месту нахождения организации, что следует из п. 2 ст. 89 НК РФ. Основание для проведения – решение, принимаемое начальником территориальной ФНС или его замом.
Период проверки не может превышать 3 лет (предшествующих дате вынесения решения о проверке). Срок проверочных действий – 2 месяца, однако возможно его продление, которое налоговый орган вправе осуществлять дважды (до 4 и до 6 месяцев соответственно). Кроме того, срок может приостанавливаться при наличии на то оснований, но не более чем на полгода.
В рамках проверочных действиях, сотрудники ФНС вправе:
- допрашивать свидетелей;
- назначать экспертизы;
- производить осмотр помещений и документов;
- проводить инвентаризацию имущества;
- осуществлять иные действия, предусмотренные ст. 89, 90-97 НК РФ.
Отличия камеральной и выездной налоговой проверки
Приведем основные отличия в таблице:
По каким критериям производится сравнение? | Камеральная | Выездная |
Предмет проверки | Правильность исчисления и уплаты налогов по сведениям, содержащимся в декларации | Правильность исчисления и уплаты налогов с выездом на территорию налогоплательщика |
Срок проверки | 3 месяца после получения ФНС декларации | 2 месяца |
Возможность приостановления или продления срока проверки | Нет | Да, продляется до 4 и 6 месяцев соответственно, и приостанавливается на срок до полугода |
Основание для проверки | Поступление декларации, решения руководства ФНС не требуется | План проверок, решение руководителя ФНС или его зама. |
Итоговый документ | Если нарушений не выявлено, не составляется, если выявлены — составляется акт | Составляется справка, а затем акт. |
***
Таким образом, законодательством предусмотрено всего два вида проверок налогоплательщиков, однако теоретики выделяют большее количество их разновидностей.